Каждая компания по-своему уникальна: выпускает свой продукт, думает и “живет” по своим стандартам, предъявляет свои требования к сотрудникам. Прочувствовать и понять культуру организации, находясь вне её, невозможно. Поэтому крупный бизнес тратит миллионы на создание и развитие корпоративных университетов.
Корпоративный университет
(КУ) — больше, чем структурное подразделение. Это масштабная и комплексная система профессионального обучения, способная решать текущие и стратегические задачи. Особое пространство, где специалисты обновляют и актуализируют имеющиеся, получают новые знания и навыки, необходимые для работы, продвижения по карьерной лестнице.
Преимущества корпоративных университетов:
- Руководитель компании получает возможность организовать качественное и постоянное обучение для персонала. Применение инновационных технологий дистанционного образования позволяет получать новые знания без отрыва от рабочего места и в удобное для слушателей время. Видеолекции, информация по теме занятий, вопросы и упражнения для самопроверки загружаются в облако. В процессе обучения сотрудники фирмы получают логин и пароль для подключения к модулю. И даже, если они что-то пропустят, то всегда могут оперативно пересмотреть это в записи.
- Возможность обучения специалистов с учетом текущих задач и стратегических целей фирмы. При разработке учебных программ КУ решаются точечные вопросы, актуальные для конкретных работников компании здесь и сейчас. Имея собственный КУ предприятие, может организовывать обучение таким образом, чтобы оно максимально полно соответствовало отраслевыми особенностями, специфике внутренних бизнес-процессов и другим факторам, которые являются важными для организации.
- КУ готовят узкопрофильных специалистов. Каждый сотрудник получает те знания и навыки, которые позволят усилить его компетенции и будут полезны компании.
- Обучение и развитие положительно сказываются на уровне лояльности персонала по отношению к работодателю, а значит, способствует снижению уровня текучести кадров.

История корпоративных университетов
Первый корпоративный университет был создан в XIX столетии в Ост—Индской компании. Это британское акционерное общество специализировалась на колонизации территории современной Индии. Его руководство столкнулось с острой нехваткой квалифицированных кадров, которые решали бы на новых территориях административные вопросы, занимались сбором налогов, выстраивали отношения с местными. В итоге была создана первая “школа” по обучению чиновников, которая позволила решить проблему с дефицитом персонала. Идею корпоративных университетов взяла на вооружение американская General Motors пошла еще дальше и в 1919 году открыла Kettering University с целью подготовки высококлассных продавцов, а в 1961 году Университет гамбургерологии был создан McDonald’s.
Комментарий эксперта. Сегодня в мире работает порядка 4000 корпоративных университетов, 300 из них — в России. По прогнозам экспертов, в дальнейшем эти цифры будут только расти. По информации, представленной Высшей школы бизнеса (Москва), в 2022 г. свыше 100 российских компаний имеет программы или проекты «корпоративный университет». Инвестиции в их реализацию и развитие превышают 400 млн.руб., а сами программы рассчитаны на охват аудитории, насчитывающей 4 млн. специалистов.
Учебные центры и корпоративные университеты — в чем разница?
Собственная HR—служба, организующая обучение персонала, сегодня имеется практически в каждой фирме. Во многих организациях обучением сотрудников занимается специальный отдел, в распоряжении которого имеются свои учебные центры. Но их вряд ли можно отнести к корпоративным университетам. Почему? Давайте разбираться.
Некоторые предприятия называют свои учебные центры академиями, бизнес-школами и университетами. Вот только настоящий корпоративный университет — это гораздо больше, чем громкое и пафосное название. Масштаб здесь также важен, но он является только одним из признаков, отличающим корпоративные университеты от классических и повсеместно встречающихся учебных центров:
- Корпоративный университет — это комплексная система обучения и управления талантами, выстроенная в рамках корпоративной культуры, на основе единой методологии и концепции, охватывающая весь руководящий состав и персонал организации. КУ является важным инструментом стратегического менеджмента и неотъемлемым элементом бизнес-процессов.
- Вотличие от учебных центров, которые в большинстве своем ограничиваются курсами и тренингами повышения квалификации, адаптацией новичков, корпоративные университеты работают проактивно. Обучение в них нацелено на достижение стратегических целей бизнеса. Студенты — действующие специалисты, ведущие эксперты и менеджеры среднего звена, которые нацелены на продвижение по карьерной лестнице, стремятся прокачать Hard—skills и Soft—skills.
- В задачи КУ помимо профессионального обучения входит: управление процессом продвижения сотрудников по карьерной лестнице, управление индивидуальным путем развития специалистов, предоставление обучающимся дополнительных возможностей для развития (корпоративное менторство и наставничество, доступ к корпоративной библиотеке, практическое использование полученных навыков в важных проектах компании). КУ предлагает не просто пройти обучение по конкретной теме, а расширить личностные и профессиональные компетенции специалистов, что делает их более востребованными и полезными для организации.
- Корпоративныеуниверситеты используют сотни востребованных у бизнеса учебных программ.
- Вкорпоративных университетах нередко учится не только собственный персонал фирмы, но и сотрудники партнеров. Например, в СберУниверситете имеется большое количество внешних учебных программ, в т.ч. «Мини—МВА» для предпринимателей и руководителей сторонних организаций. Преподают там топ—менеджеры «Сбер», которые делятся своими знаниями, практическим опытом и реальными рабочими кейсами.
Из перечисленных признаков видно, что создание собственного корпоративного университета требует серьезных ресурсов и инвестиционных вливаний.
Комментарий эксперта. Согласно статистике Высшей школы бизнеса, средняя численность слушателей корпоративных университетов в РФ — 73 тысячи человек, среднее число учебных программ — 356.

Какие задачи решает корпоративный университет?
По мере роста компании и усложнения ее организационной структуры становится сложнее контролировать работу тренеров на местах, результативность внешних учебных программ. Между тем вновь принятых сотрудников нужно переобучать в соответствии с корпоративными стандартами. Поэтому очень важно, чтобы у фирмы имелась единая образовательная методология, набор приемов и ценностей, которые использовались бы при разработке программ и их реализации. Без корпоративного университета, который будет заниматься непрерывным обучением сотрудников и повышением уровня их компетенций, решить данную задачу будет очень непросто.
Основные цели создания Корпоративного университета:
- Соотнесение и гармонизация корпоративных принципов и целей с ценностями и жизненными приоритетами отдельных людей (для этого в образовательные программы вводят дисциплины, связанные не только с общечеловеческой культурой, но и, например, с историей создания и развития конкретной компании).
- Внедрение в систему кадрового управления организации принципов непрерывного совершенствования знаний и навыков сотрудников, развитию и поддержанию корпоративной культуры, формирование благоприятного микроклимата внутри коллектива.
- Внедрение передовых систем управления. Развития управленческого и лидерского потенциала менеджеров.
- Расширение возможностей по объективной оценке и аттестации специалистов, получению обратной связи.
- Создание благоприятных условий для быстрой адаптации новых сотрудников;
- Обучение и развитие сотрудников — обновление знаний, совершенствование имеющихся навыков, развитие деловых компетенций, культивирование определенного отношения к миссии и целям компании.
- Повышение персональной эффективности каждого сотрудника и всей компании в целом.
- Создание результативной системы мотивации и стимулирования персонала на достижение новых профессиональных высот.
- Разработка, внедрение и актуализация корпоративных стандартов, сохранение и передача между “старыми” и “новыми” работниками “культурного наследия” организации.
Таким образом, создание корпоративного университета позволяет решать целый комплекс задач, способствующих эффективному и долгосрочному развитию организации.
Как создать корпоративный университет
Корпоративный университет позволяет совершенствовать компетенции сотрудников, необходимые персоналу, сохранять ценных и талантливых сотрудников, развивать корпоративную культуру, внедрить организационные и технические изменения, создать благоприятный микроклимат, поддержать рыночную конкурентоспособность компании.
При создании корпоративного университета организация должна руководствоваться следующими принципами:
- Использование единой и стандартизированной системы обучения, побуждающей всех сотрудников к совместной, плодотворной работе.
- Учебные программы должны соответствовать текущим задачам и стратегическим целям бизнеса.
- При разработке и реализации всех программ, тренингов и курсов должен использоваться системный и последовательный подход.
- Обучение должно быть доступным для всех, кто нуждается в нем.
- Оценка результатов учебного процесса проводится на постоянной основе с использованием различных методик и современных технологий.
- Ответственность за результаты обучения должны нести не только преподаватели, но и слушатели и их непосредственное руководство.
Сам по себе процесс создания и корпоративного университета — сложное и растянутое во времени мероприятие, организуемое руководством компании. Для его воплощения в жизнь требуются немалые инвестиции, поэтому к разработке подобного проекта следует подходить со всей ответственностью. На начальных этапах проводится значительная работа: от анализа ожиданий и потребностей предприятия в создании университета до подбора оптимального формата и структуры для него.
В общем виде для создания корпоративного университета нужно:
- Четко определить цели и задачи учебного процесса, составить перечень основных компетенций, которые требуются персоналу фирмы.
- Определить целевую аудиторию, пути и способы взаимодействия с ней: какие дисциплины можно преподавать онлайн, а какие — очно. Разработать систему и методы обратной связи между слушателем и преподавателем.
- Составить план обучения, соотнести его с прогнозами и производственными планами, стратегиями развития организации. В идеале слушатели должны не просто получать теоретические знания, а отрабатывать их на практике.
- Определить критерии оценки и аттестации. Они должны соответствовать корпоративным стандартам и требованиям предприятия.
- Составить систему сертифицирования и дипломирования специалистов.
- При необходимости определить экспериментальные, инновационные, групповые и индивидуальные направления исследовательской деятельности персонала.
- Назначить кураторов и наставников, сформировать преподавательский состав из числа опытных и высококвалифицированных сотрудников.
- Определить формат обучения, который больше всего подходит для организационной модели организации: электронные курсы, видео обучение, онлайн конференции, классическое обучение;
- Спрогнозировать результаты обучения для последующей оценки желаемых результатов обучения с реальными.
При грамотном подходе корпоративный университет будет работать в соответствии с утвержденными принципами, миссией и целями бизнеса, а значит, уже очень скоро начнет окупать себя.

Современные практики и технологии корпоративного обучения
Современные корпоративные университеты — это гораздо больше, чем очные лекции и семинары в аудитории, которые проходят строго по расписанию. В последние годы все большую популярность набирает синхронное и асинхронное обучение. Более того, многие бизнес-школы и академиии сегодня функционируют в формате учебных платформ или порталов.
Электронное обучение (E-learning) — система профессионального обучения, реализуемая с помощью электронных и информационных технологий. Такое обучение позволяет значительно сократить расходы организации на корпоративное обучение, охватив при этом максимальное количество сотрудников, независимо от их текущего местоположения.
У каждой компании есть свои стандарты обучения персонала. Использование e-learning в работе корпоративных университетов позволяет с одной стороны контролировать обучение централизованно, с другой стороны — адаптировать учебный процесс к локальным потребностям и возможностям структурных подразделений. Слушатели получают доступ к необходимым им знаниям без отрыва от основного места работы.
Заключение
Таким образом, корпоративные университеты — эффективный инструмент выстраивания коммуникаций внутри коллектива. Его создание позволяет обучать не абстрактным вещам, а конкретным знаниям и навыкам, необходимым в профессиональной деятельности сотрудников компании. И если еще 5-10 лет такой формат обучения был доступен исключительно крупным предприятиям и корпорациям, то с развитием электронных и информационных технологий создать собственную бизнес-школу, академию или корпоративный университет может даже относительно небольшая компания.