Корпоративный университет

Uncategorized

Каждая компания по-своему уникальна: выпускает свой продукт, думает и “живет” по своим стандартам, предъявляет свои требования к сотрудникам. Прочувствовать и понять культуру организации, находясь вне её, невозможно. Поэтому крупный бизнес тратит миллионы на создание и развитие корпоративных университетов.

Корпоративный университет

(КУ) — большечем структурное подразделениеЭто масштабная и комплексная система профессионального обученияспособная решать текущие и стратегические задачиОсобое пространствогде специалисты обновляют и актуализируют имеющиесяполучают новые знания и навыкинеобходимые для работыпродвижения по карьерной лестнице.

Преимущества корпоративных университетов:

  • Руководитель компании получает возможность организовать качественное и постоянное обучение для персонала. Применение инновационных технологий дистанционного образования позволяет получать новые знания без отрыва от рабочего места и в удобное для слушателей время. Видеолекции, информация по теме занятий, вопросы и упражнения для самопроверки загружаются в облако. В процессе обучения сотрудники фирмы получают логин и пароль для подключения к модулю. И даже, если они что-то пропустят, то всегда могут оперативно пересмотреть это в записи.
  • Возможность обучения специалистов с учетом текущих задач и стратегических целей фирмы. При разработке учебных программ КУ решаются точечные вопросы, актуальные для конкретных работников компании здесь и сейчас. Имея собственный КУ предприятие, может организовывать обучение таким образом, чтобы оно максимально полно соответствовало отраслевыми особенностями, специфике внутренних бизнес-процессов и другим факторам, которые являются важными для организации.
  • КУ готовят узкопрофильных специалистов. Каждый сотрудник получает те знания и навыки, которые позволят усилить его компетенции и будут полезны компании.
  • Обучение и развитие положительно сказываются на уровне лояльности персонала по отношению к работодателю, а значит, способствует снижению уровня текучести кадров.
Корпоративный университет
Смотрите, что входит в базу знаний компании

История корпоративных университетов

Первый корпоративный университет был создан в XIX столетии в Ост—Индской компании. Это британское акционерное общество специализировалась на колонизации территории современной Индии. Его руководство столкнулось с острой нехваткой квалифицированных кадров, которые решали бы на новых территориях административные вопросы, занимались сбором налогов, выстраивали отношения с местными. В итоге была создана первая “школа” по обучению чиновников, которая позволила решить проблему с дефицитом персонала. Идею корпоративных университетов взяла на вооружение американская General Motors пошла еще дальше и в 1919 году открыла Kettering University с целью подготовки высококлассных продавцов, а в 1961 году Университет гамбургерологии был создан McDonald’s.

Комментарий эксперта. Сегодня в мире работает порядка 4000 корпоративных университетов, 300 из них — в РоссииПо прогнозам экспертовв дальнейшем эти цифры будут только растиПо информациипредставленной Высшей школы бизнеса (Москва), в 2022 гсвыше 100 российских компаний имеет программы или проекты «корпоративный университет». Инвестиции в их реализацию и развитие превышают 400 млн.руб., а сами программы рассчитаны на охват аудиториинасчитывающей 4 млнспециалистов.

Учебные центры и корпоративные университеты в чем разница?

Собственная HR—служба, организующая обучение персонала, сегодня имеется практически в каждой фирме. Во многих организациях обучением сотрудников занимается специальный отдел, в распоряжении которого имеются свои учебные центры. Но их вряд ли можно отнести к корпоративным университетам. Почему? Давайте разбираться.

Некоторые предприятия называют свои учебные центры академиями, бизнес-школами и  университетами. Вот только настоящий корпоративный университет — это гораздо больше, чем громкое и пафосное название. Масштаб здесь также важен, но он является только одним из признаков, отличающим корпоративные университеты от классических и повсеместно встречающихся учебных центров:

  • Корпоративный университет — это комплексная система обучения и управления талантами, выстроенная в рамках корпоративной культуры, на основе единой методологии и концепции, охватывающая весь руководящий состав и персонал организации. КУ является важным инструментом стратегического менеджмента и неотъемлемым элементом бизнес-процессов.
  • Вотличие от учебных центров, которые в большинстве своем ограничиваются курсами и тренингами повышения квалификации, адаптацией новичков, корпоративные университеты работают проактивно. Обучение в них нацелено на достижение стратегических целей бизнеса. Студенты  — действующие специалисты, ведущие эксперты и менеджеры среднего звена, которые нацелены на продвижение по карьерной лестнице, стремятся  прокачать Hard—skills и Soft—skills.
  • В задачи КУ помимо профессионального обучения входит: управление процессом продвижения сотрудников по карьерной лестнице, управление индивидуальным путем развития специалистов, предоставление обучающимся дополнительных возможностей для развития (корпоративное менторство и наставничество, доступ к корпоративной библиотеке, практическое использование полученных навыков в важных проектах компании). КУ предлагает не просто пройти обучение по конкретной теме, а расширить личностные и профессиональные компетенции специалистов, что делает их более востребованными и полезными для организации.
  • Корпоративныеуниверситеты используют сотни востребованных у бизнеса учебных программ.
  • Вкорпоративных университетах нередко учится не только собственный персонал фирмы, но и сотрудники партнеров. Например, в СберУниверситете имеется большое количество внешних учебных программ, в т.ч. «Мини—МВА» для предпринимателей и руководителей сторонних организаций. Преподают там топ—менеджеры «Сбер», которые делятся своими знаниями, практическим опытом и реальными рабочими кейсами.

Из перечисленных признаков видно, что создание собственного корпоративного университета требует серьезных ресурсов и инвестиционных вливаний.

Комментарий эксперта. Согласно статистике Высшей школы бизнеса, средняя численность слушателей корпоративных университетов в РФ — 73 тысячи человексреднее число учебных программ — 356.

Корпоративный университет
Корпоративный университет — это комплекс собственных программ, баз знаний для обучения персонала

Какие задачи решает корпоративный университет?

По мере роста компании и усложнения ее организационной структуры становится сложнее контролировать работу тренеров на местах, результативность внешних учебных программ. Между тем вновь принятых сотрудников нужно переобучать в соответствии с корпоративными стандартами. Поэтому очень важно, чтобы у фирмы имелась единая образовательная методология, набор приемов и ценностей, которые использовались бы при разработке программ и их реализации. Без корпоративного университета, который будет заниматься непрерывным обучением сотрудников и повышением уровня их компетенций,  решить данную задачу будет очень непросто.

Основные цели создания Корпоративного университета:

  • Соотнесение и гармонизация корпоративных принципов и целей с ценностями и жизненными приоритетами отдельных людей (для этого в образовательные программы вводят дисциплины, связанные не только с общечеловеческой культурой, но и, например, с историей создания и развития конкретной компании).
  • Внедрение в систему кадрового управления организации принципов непрерывного совершенствования знаний и навыков сотрудников, развитию и поддержанию корпоративной культуры, формирование благоприятного микроклимата внутри коллектива.
  • Внедрение передовых систем управления. Развития управленческого и лидерского потенциала менеджеров.
  • Расширение возможностей по объективной оценке и аттестации специалистов, получению обратной связи.
  • Создание благоприятных условий для быстрой адаптации новых сотрудников;
  • Обучение и развитие сотрудников — обновление знаний, совершенствование имеющихся навыков, развитие деловых компетенций, культивирование определенного отношения к миссии и целям компании.
  • Повышение персональной эффективности каждого сотрудника и всей компании в целом.
  • Создание результативной системы мотивации и стимулирования персонала на достижение новых профессиональных высот.
  • Разработка, внедрение и актуализация корпоративных стандартов, сохранение и передача между “старыми” и “новыми” работниками “культурного наследия” организации.

Таким образом, создание корпоративного университета позволяет решать целый комплекс задач, способствующих эффективному и долгосрочному развитию организации.

Как создать корпоративный университет

Корпоративный университет позволяет совершенствовать компетенции сотрудников, необходимые персоналу, сохранять ценных и талантливых сотрудников, развивать корпоративную культуру, внедрить организационные и технические изменения, создать благоприятный микроклимат, поддержать рыночную конкурентоспособность компании.

При создании корпоративного университета организация должна руководствоваться следующими принципами:

  1. Использование единой и стандартизированной системы обучения, побуждающей всех сотрудников к совместной, плодотворной работе.
  2. Учебные программы должны соответствовать текущим задачам и стратегическим целям бизнеса.
  3. При разработке и реализации всех программ, тренингов и курсов должен использоваться системный и последовательный подход.
  4. Обучение должно быть доступным для всех, кто нуждается в нем.
  5. Оценка результатов учебного процесса проводится на постоянной основе с использованием различных методик и современных технологий.
  6. Ответственность за результаты обучения должны нести не только преподаватели, но и слушатели и их непосредственное руководство.

Сам по себе процесс создания и корпоративного университета — сложное и растянутое во времени мероприятие, организуемое руководством компании. Для его воплощения в жизнь требуются немалые инвестиции, поэтому к разработке подобного проекта следует подходить со всей ответственностью. На начальных этапах проводится значительная работа: от анализа ожиданий и потребностей предприятия в создании университета до подбора оптимального формата и структуры для него.

В общем виде для создания корпоративного университета нужно:

  • Четко определить цели и задачи учебного процесса, составить перечень основных компетенций, которые требуются персоналу фирмы.
  • Определить целевую аудиторию, пути и способы взаимодействия с ней: какие дисциплины можно преподавать онлайн, а какие — очно. Разработать систему и методы обратной связи между слушателем и преподавателем.
  • Составить план обучения, соотнести его с прогнозами и производственными планами, стратегиями развития организации. В идеале слушатели должны не просто получать теоретические знания, а отрабатывать их на практике.
  • Определить критерии оценки и аттестации. Они должны соответствовать корпоративным стандартам и требованиям предприятия.
  • Составить систему сертифицирования и дипломирования специалистов.
  • При необходимости определить экспериментальные, инновационные, групповые и индивидуальные направления исследовательской деятельности персонала.
  • Назначить кураторов и наставников, сформировать преподавательский состав из числа опытных и высококвалифицированных сотрудников.
  • Определить формат обучения, который больше всего подходит для организационной модели организации: электронные курсы, видео обучение, онлайн конференции, классическое обучение;
  • Спрогнозировать результаты обучения для последующей оценки желаемых результатов обучения с реальными.

При грамотном подходе корпоративный университет будет работать в соответствии с утвержденными принципами, миссией и целями бизнеса, а значит, уже очень скоро начнет окупать себя.

Корпоративный университет
Примерный перечень направлений для корпоративного обучения на собственной базе

Современные практики и технологии корпоративного обучения 

Современные корпоративные университеты — это гораздо больше, чем очные лекции и семинары в аудитории, которые проходят строго по расписанию. В последние годы все большую популярность набирает синхронное и асинхронное обучение. Более того, многие бизнес-школы и академиии сегодня функционируют в формате учебных платформ или порталов.

Электронное обучение (E-learning) — система профессионального обучения, реализуемая с помощью электронных и информационных технологий. Такое обучение позволяет значительно сократить расходы организации на корпоративное обучение, охватив при этом максимальное количество сотрудников, независимо от их текущего местоположения

У каждой компании есть свои стандарты обучения персонала. Использование e-learning в работе корпоративных университетов позволяет с одной стороны контролировать обучение централизованно, с другой стороны — адаптировать учебный процесс к локальным потребностям и возможностям структурных подразделений. Слушатели получают доступ к необходимым им знаниям без отрыва от основного места работы.

Заключение

Таким образом, корпоративные университеты — эффективный инструмент выстраивания коммуникаций внутри коллектива. Его создание позволяет обучать не абстрактным вещам, а конкретным знаниям и навыкам, необходимым в профессиональной деятельности сотрудников компании. И если еще  5-10 лет такой формат обучения был доступен исключительно крупным предприятиям и корпорациям, то с развитием электронных и информационных технологий создать собственную бизнес-школу, академию или корпоративный университет может даже относительно небольшая компания.

Список источников

Оцените статью
Добавить комментарий